Танец живота

Официальный сайт Даниэллы. Копирование запрещено!

Текущее время: 03 май 2024, 14:44

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 12 окт 2008, 21:18 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 сен 2008, 17:36
Сообщения: 11073
Откуда: Москва-Каир-псков
Индийские танцы

_________________
Девочки и мальчики! Посетители моего форума!
Огромная просьба!
Копируя материалы, фотографии и статьи
БУДЬТЕ ТАК ЛЮБЕЗНЫ - ставьте ссылки на мой форум!!!

Чудеса случаются,
Люди улыбаются,
Двери открываются!
Деньги появляются!
и мечты сбываются


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 04 фев 2010, 20:29 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 13:16
Сообщения: 15
Индийский классический танец.
Историю происхождения Бхаратанатьям, как собственно и других классических индийских стилей танца, относят к столь древним временам, что верится в это с трудом. С одной стороны, никто не может точно сказать, как выглядели эти танцы тысячи веков назад, но, с другой стороны, есть письменные источники, в которых не только повествуют о танцующих персонажах, но и детально описывается техника исполнения, которая действительно кажется похожей на то, что мы видим сейчас на сцене.

В древних гимнах Ригведы, датируемой 1500-900 г.г. до н.э. содержится метафора, в которой рассвет сравнивают с танцовщицей, украшающей себя гирляндами. Но самое раннее упоминание, которое содержит уже более специфическое описание танца, мы находим в литературе эпохи Сангам (500 г.г. до н.э. – 500 г.г. н.э.). Две Тамильские поэмы-близнецы - Силаппадикарам и Манимекхалэй достаточно ярко повествуют о жизни танцовщицы и о её прекрасном искусстве.

В других древних текстах – в Пуранах мы также обнаруживаем интересные истории. Так в Матсья Пурана рассказывается о том, как небесная танцовщица Урваши, исполняя танец во дворце царя Богов – Индры, оступилась, заглядевшись на его прекрасного сына – Джаянту. Мудрец Агастья заметил ошибку танцовщицы и проклял влюблённых: им надлежало родиться среди людей и соединить свои жизни браком, а их дочерям предстояло стать служанками Бога – Девадаси.

Так как танец проникал во все аспекты жизни древнеиндийской культуры, неудивительно, что сейчас мы обнаруживаем эти следы и влияние по всему субконтиненту. Практически во всех главных штатах существуют свои древние классические танцевальные традиции. Культура древнего Тамил Наду стала почвой, из которой родилось прекрасное искусство Бхаратанатьям.
Бхаратанатьям – истоки происхождения
(по материалам книги «Бхаратанатьям», Ашиш Мохан Кхокар)
Информация взята с форума:
http://www.indiandance.biz/
автор - Назира Тюленева


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 04 фев 2010, 20:31 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 13:16
Сообщения: 15
Бхарата Натьям - утонченная и сложная форма танцевального искусства штата Тамилнад. Это динамичный, земной и очень четкий стиль танца. Ему присуще разнообразие движений с упором на притоптывание, прыжки и повороты. Основные фигуры - уравновешенные позы с вытянутыми руками и ногами, что придает танцу некоторую линейность. В этом танце в равной степени чувствуются красота и сила, замедленность и убыстренность, чистый танец и пантомима. Этот стиль одинаково пригоден как для сольного, так и для группового исполнения.
Профессиональные танцовщицы глубоко понимают идейное и философское содержание индийских мифов и легенд и, к тому же, прекрасно владеют техникой танца. Передача различных форм поэтического текста представляет собой настоящий экзамен профессиональному мастерству танцовщицы. Она исполняет роль главной героини произведения и изображает ее разнообразные состояния. Чтобы уметь выразить мельчайшие оттенки чувств, танцовщица должна быть по-настоящему творческой, вдохновенной личностью. Именно умение танцовщицы передать сюжет танца на разных смысловых уровнях и привлекает внимание аудитории. При сольном исполнении индивидуальность трактовки зависит от возраста танцовщицы, ее подготовки, художественного вкуса, опыта, знаний и таланта.
Широко распространено мнение, что название стиля Бхарата Натьям означает "индийский танец". Это недоразумение вытекает из всеобщего признания этого классического стиля танца штата Тамилнад как в Индии, так и за рубежом. Однако его преданные поклонники отмечают, что это название появилось не более пятидесяти лет назад. Ранее его называли то садир качерu (садир - танцовщик, качерu - зрители), то чиннамела (маленькая аудитория, в отличие от перuйамела - большого количества публики), то дасиатта - от храмовых девадаси (танцовщиц), которые его исполняли. Более правдоподобна версия, что Бхарата состоит из первых слогов следующих слов: бхава (чувство), рага (мелодия) и тала (ритм) - и оно как бы объединяет три столпа, на которых основан стиль. Существует еще одна гипотеза, согласно которой стиль Бхарата Натьям, строго придерживающийся заветов "Натьяшастры", получил свое название в честь мудреца Бхараты, составителя этой древней книги.
Бхарата Натьям уходит корнями в индуизм, а конкретнее - в индуистские мифы и ритуалы. Это особенно проявляется в текстах, отбираемых для исполнения, в скульптурных изображениях танцовщиц в древних индуистских храмах и в самой философии этого танцевального стиля. Скульптуры в южно-индийских храмах рассказывают о том, как музыка и танец были переданы людям самими богами и богинями.
Поэтому совершенно очевидно, что духовное значение Бхарата Натьям нельзя игнорировать. Индуизм называют "живой религией". В каждом мифе есть мораль, которая просто-напросто учит этике каждодневной жизни и ее связи с трансцедентальным. События развиваются на очень простом, человеческом уровне, что привело к некоторому упрощению и в исполнении танца; при такой трактовке возвышенное может показаться весьма приземленным.
До начала XX века танец был составной частью храмовых обрядов. По традиции храму покровительствовал местный правитель или высший представитель местной власти. Танцовщица, ее гуру и их музыканты пользовались большим уважением и находились на содержании храма. Во время религиозных процессий танцовщица выступала впереди повозки, на которой везли изображение божества. Она прекрасно знала храмовый ритуал, правила жертвоприношений и молитв и играла важную роль носительницы приношений к изображению божества. Танцовщица почиталась женой бога, и ее важнейшей обязанностью было участие в церемониях, связанных сего культом. Это напоминало положение верховных жриц в храмах Древней Греции. Ее называли девадаси, служанкой бога. Сам танец, помимо сложных ритуальных церемоний, исполнялся и в других случаях в подходящее время, при благоприятных обстоятельствах, например по случаю фестиваля, коронации, бракосочетания, рождения сына или вхождения в новый город или дом. Территория вокруг храма считалась единственно удобным местом, где могли собираться люди, чтобы посмотреть танец. Сама танцовщица была богатым и уважаемым человеком.
Во время британского правления танец начинает утрачивать свое ритуальное назначение. Девадаси стали танцевать при дворах принцев и в домах богатых землевладельцев. Поэты витиевато воспевали величие их покровителей, а танцовщики исполняли танцы на их стихи. Храмовая танцовщица превратилась в придворную, часто пользующуюся дурной репутацией. Тяжелая политическая обстановка в стране и новое понимание социально-культурных ценностей образованными и зажиточными индийцами отрицательно сказались на их отношении к искусству танца. Социальный статус танцовщицы упал, тень была брошена на само искусство, и общество оказалось лишенным возможности наслаждаться Бхарата Натьям на протяжении многих лет.
Может быть, именно угроза полного исчезновения Бхарата Натьям и стала причиной размаха движения за его возрождение и возвращение танцу былой славы. Инициатива Баласарасвати и Раджалакшми была подхвачена Рукмини Деви и И.Кришна. Музыкальная академия Мадраса внесла большой вклад в дело возрождения танца, предоставив Баласарасвати площадку для публичных выступлений. Излишний уклон в сторону эротики вскоре был выправлен, и в исполнение Бхарата Натьям снова вернулись хороший вкус и эстетическая тонкость. Первое публичное выступление Рукмини Деви в 1935 году ознаменовало собой необратимость возврата к старому.
Бхарата Натьям - многогранный вид искусства. Он включает в себя музыку, поэзию, драматическое искусство и пантомиму. Рассматривая важнейший аспект этого стиля, а именно нритту (чистый танец), следует прежде всего принимать во внимание положение тела и рук, движения танцора в соединении с музыкальным контекстом. Ритм, основная составляющая часть танца, вплетается в мелодию, поэтому важно знать, какая музыка и какие ритмы сопровождают нритту. Нритта - сердце танцевального стиля, а нритья - его душа. Мелодия, ритм и стихи - его постоянный аккомпанемент и источник вдохновения.
Согласно "Абхинайе Дарпане", которой и сегодня строго придерживаются приверженцы Бхарата Натьям, существует десять основных положений тела. Однако наттуванары (учителя танца) редко пользуются санскритскими терминами, предпочитая на занятиях с учениками прибегать к более простой тамильской терминологии. Поэтому вместо айата они обычно употребляют apauмaнди, что по-тамильски означает просто "полусидя". Таким же образом мураманди означает "полностью сидя", это положение на корточках, когда танцовщица сидит на носках с разведенными в стороны коленями. Из этого положения исполнительница переходит в мотита, когда колени поочередно опускаются на пол, или паршвасучu, когда одно колено упирается в пол, или самасучu, когда оба колена упираются в пол. Гуру и танцовщицы могут по-разному трактовать и выполнять эти позиции. Однако чисто зрительное восприятие основных поз дает ясное представление о стилевых границах этого танца. Это основная структура, в рамках которой работает танцовщица.
Система выстраивания адаву, ряда статичных поз, связанных между собой таким образом, чтобы создавалось движение, была впервые четко сформулирована лет сорок назад. Обучение им было случайным, в некоторых школах такое положение сохранилось и по сей день. Ученицы часто изучали предмет в целом, рассматривая каждое движение в отдельности только тогда, когда оно встречалось в хореографии. Отсутствие хороших пособий и излишняя торопливость в завершении курса со стороны учителей и сейчас приводят к недостаточному овладению студентами азбукой стиля. В результате танцовщицы часто имеют довольно смутное представление о построении стиля танца. К счастью, в настоящее время гуру начали систематизировать свои про­граммы, что позволило ученикам разных школ пользоваться ими.
Рукмини Деви была первым систематизатором обучения Бхарата Натьям. Она разработала свою систему "развития адаву", с тем чтобы ученик постепенно переходил от простых движений к более сложным: от статичных фигур к фигурам, выполняемым в движении; от движений, выполняемых в араиманди, к движениям в более сложных положениях, затем к поворотам и прыжкам и, наконец, к фигурам с очень сложной комбинацией положений рук и ног. Ее вклад в обучение Бхарата Натьям неизмеримо велик, и разнообразие движений и фигур этого стиля танца в настоящее время во многом обязано ее таланту и творческому гению.
Во время обучения также очень важно придерживаться системы, при которой ученица овладевает каждым движением, проходя через три скорости его исполнения. Это придает ей чувство равновесия и позволяет танцовщице овладеть основным ритмом на самой ранней стадии обучения.
Комбинация фигур в танце позволяет быстро менять направление движения тела. Лила Самсон. Бхарат Натьям.Некоторые фигуры кажутся энергичными, другие - мягкими, одни выполняются на месте в ритме танца, другие выпадают из него, некоторые позиции предусматривают большую свободу движения в стороны, другие же исполняются танцовщицей с определенной целью выхода вперед из глубины сцены. Повороты и прыжки позволяют осуществлять движения по всему пространству сцены и движения на полу. Все это предоставляет хореографу богатые возможности для составления разнообразнейших композиций. Хорошая танцовщица может очень эффектно станцевать даже небольшую комбинацию нритта. Исполнение продолжительных комбинаций не свидетельствует о мастерстве танцовщицы, оно скорее говорит о ее выносливости и самоконтроле.
Бхарата Натьям основан на музыкальной системе карнатак и его ритмических циклах, или талах. Музыкальный аккомпанемент должен содержать ритмический потенциал для чистого танца и соответствующее литературное содержание для сюжетного танца. У мридангама - основного ударного инструмента южной Индии - один корпус, в отличие от северного табла, который состоит из двух отдельных частей - с более низким и более высоким регистром, на каждом из которых играют одной рукой. Слоги, или ритмические звуки, мридангама присущи именно Бхарата Натьям, их произносят или поют как аккомпанемент абстрактным частям танца - нритте.
Как в музыке ноты имеют названия "са-ри-га-ма-па-дха-ни" , так и в танце есть барабанные слоги: тат-дхита, така-дхими, нака-джхам, тадхин-джина и т.д. Различные комбинации этих фраз во время их звучания придают фрагментам чистого танца - нритты - пикантность и выразительность. Комбинации таких фраз называются джати, и в любом танцевальном представлении виртуозность и мастерство наттуванара определяются правильным построением этих джати в сложные ритмические фигуры в определенном временном цикле.
Слово тала происходит от слова, обозначающего "поверхность ладони", которой отбивается ритм. Существует гипотеза относительно слова "тала", согласно которой оно состоит из первых слогов двух слов: тандава и ласья, что романтически подразумевает слияние мужского и женского начал или форм ритма. Существует семь тала. Каждая из них может использовать любой из пяти вариантов джати, что дает нам в целом 35 различных тала.
В прошлом танцовщице аккомпанировал оркестр, находившийся сзади нее на сцене. В него входили один или два наттуванара, которые играли на тарелках и пели песни, мальчик, единственной задачей которого было поддерживать однообразный монотонный звук, или шрутu (высота тона), при помощи маленького ящика, и кларнетист. Кларнет, некогда весьма популярный, позже был заменен флейтой. Этого требовала "Абхинайя Дарпана", и такое положение сохранялось до 20-х годов нашего столетия, когда изменились сценические условности. В сегодняшних концертах музыканты сидят справа от танцовщицы, ближе к переднему краю сцены. В состав оркестра входят наттуванар, певица, исполнитель на танпуре, сменившей примитивный ящик шрути, флейтист, скрипач и музыкант, играющий на вине.
Исполнители индийских классических танцев внешне очень эффектны. Танцовщица Бхарата Натьям не исключение. Она одета в красочный костюм и имеет такое количество драгоценностей, что непонятно, как она вообще может передвигаться - не то, что самозабвенно танцевать.
Волосы танцовщицы заплетены в косу. В них вплетены цветы и украшения. Традиционное головное украшение состоит из длинного плоского обруча, охватывающего голову и окаймляющего лицо, и двух больших круглых заколок на темени по обе стороны пробора, символизирующих солнце и луну. На черных волосах эти золотисто-красные украшения смотрятся на редкость выигрышно. Танцовщица также надевает золотые браслеты, цепочки на руки, ожерелье с большой подвеской в середине, колье, пояс, браслеты для ног и колокольчики. Подобные украшения имеют исполнительницы и других форм индийского классического танца. Металл украшений может быть разным в зависимости от стиля танца, так же как рисунок и употребляемые камни. В Бхарата Натьям используют красные, белые и зеленые полудрагоценные камни, оправленные в золото или позолоченное серебро.
Костюм танцовщицы составляет богатое сари из Канчипурама. Канчипурам - город, знаменитый своими прекраснейшими шелковыми сари с традиционным, вышитым золотой нитью орнаментом по краям. Для сцены предпочитают обычно контрастирующие цвета, такие, чтобы цвет орнамента выделялся на фоне самого сари. С танцем Бхарата Натьям обычно ассоциируются горчичный, зеленый и красный цвета.
Сари надеваются по-разному, длина их, как правило, чуть ниже икры. Сейчас в моде шитые костюмы, имитирующие сари. Благодаря костюму танцовщица сохраняет опрятную внешность и избавляется от необходимости обматывать вокруг себя шесть ярдов тяжелой материи.
(По материалам книги «Ритмы радости» Лилы Самсон)
Информация взята с сайта:
http://www.indiandance.biz/
автор - indiandance


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 04 фев 2010, 20:37 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 13:16
Сообщения: 15
Танцовщицы Бхаратанатьям
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
Видео Бхаратанатьям:
http://www.youtube.com/watch?v=bolyVkpkIi8


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 12 фев 2010, 15:18 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 13:16
Сообщения: 15
Катхак
Катха кахе со катхак - "тот, кто рассказывает историю, - катхак". В Индии герои и героини как народного, так и классического искусства, - боги и богини, короли и королевы. С древнейших времен сценические представления легенд с их участием являлись популярнейшей формой народного развлечения, а рассказчик или актер вскоре становился настоящим художником, постоянно совершенствующим свое мастерство в чтении стихов, пении и танце. Занятие этими видами искусства передавалось по наследству и могло снискать исполнителю и его роду славу и уважение.
С годами искусство повествования принимало различные зрелищные формы, развиваясь в народную и классическую драмы - обе они были выражением жизненных радостей и мук. Классическая драма, подчинившись законам общепринятого языка жестов, с глубоким пониманием изображала различные стороны человеческого характера. Профессиональный рассказчик являлся большим знатоком эпоса и мифологии, верований и обычаев, деревенских легенд и местных сказаний. Он оживлял свое искусство при помощи стихов и песен, выражавших страстность, перерастающую в абхuнайю - исполнение эпизода в живой и захватывающей манере с использованием мимики. Из этого естественным образом возникла новая художественная форма, и вскоре катхакu получили известность как опытные музыканты и танцоры.
По преданию, они были столь искусны в своем ремесле, что порою катхак мог держать в напряжении всю деревню, рассказывая какую-нибудь историю и используя в качестве аксессуара порою один лишь шарф. Обмотав шарфом голову, он становился храбрым героем повествования; изменяя позу и повязывая его на талии, он превращался в коварного злодея; когда он изящно покрывал им волосы, он становился прекрасной юной героиней; когда же размахивал шарфом над головой, действительно казалось, что он мчится на черном жеребце.
Основным элементом было повествование, и по случаю таких событий, как свадьба, рождение ребенка или фестиваль, в храме или на деревенской площади устраивались празднества с музыкой и танцами. Со временем храм повсеместно перестал служить основным центром танца. Социально-экономические факторы всегда влияли на развитие всех видов искусства, и это особенно заметно на примере Катхака.
Расцвет вишнуитского культа в северной Индии в ХV веке и последовавшее за ним религиозное движение бхактu привели к возникновению совершенно новых поэтических и музыкальных форм. Бхакти - религиозное движение, имевшее глубокое социальное значение, - отражало неприятие простым народом индуизма брахманов, с его замкнутыми ритуалами, непонятными священными текстами на санскрите и жесткой иерархией. Движение породило новую школу поэзии и музыки. К примеру, Мирабаи и Сурдас писали проникнутые религиозным духом стихи о тоске и расставании, выражавшие стремление человеческой души к единению с богом. В качестве метафоры для передачи смысла послужила тема любви Радхи к Кришне. И действительно, тема Радхи и Кришны становилась все более и более популярной, и богатое созвездие ее символов проникло в различные диалекты и языки. Так, в районе, известном под названием "Брадж" (Матхура, в западной части штата Уттар-Прадеш), возникла Раас-лила как сочетание музыки, танца и повествования, которое служило для представления легенд о Кришне - особенно мотива Радха­Кришна и историй о шалостях Кришны с гопи, или пастушками.
Хотя Катхак был прочной традицией поклонения божеству в вишнуитскую эпоху, нашествие Моголов придало ему новый импульс. Из дворика храма танцор переместился в дворцовый зал, а это повлекло за собой изменения в манере представления. Литературное содержание уступило главенствующую роль более привлекательным движениям тела. Привлечение внимания к эротическим элементам в танце было схоже с характерной чувственностью новых музыкальных форм, также получивших развитие в то время для удовлетворения вкусов королевского двора.
В период правления могольских императоров наиболее популярными музыкальными формами стали кхайал и дхрупад. Для передачи эмоций, как выяснилось, очень подходили тхумри, газель и бхаджан. Своими корнями Катхак восходит к киртанам, то есть музыкальным композициям, используемым в Раас-лила, а также к киртанам школы дхрувапад, которые исполнялись певицами как часть религиозного ритуала в храмах. Тот факт, что эти традиции живы и по сей день, красноречиво свидетельствует об атмосфере внимания и терпимости во время правления Моголов.
Период великого расцвета Катхака приходится на годы правления Ваджида Али Шаха, последнего набоба Авадха. Сам поэт, танцор и музыкант, Ваджид Али Шах был тонко чувствующим человеком, которому мусульманское воспитание ни в коем случае не мешало подобающим образом оценить тему Кришны в искусстве. Именно под его покровительством и была создана школа гхарана Лакнау в стиле Катхак.
Для гхараны Лакнау характерны грациозные движения, тонкая бхава (выразительность) и использование сложнейших ритмов. Техническая виртуозность и пышность сочетаются с утонченностью в изображении настроений и эмоций. Со временем гхарана обогатилась многочисленными композициями, созданными мастерами школы. Болы, или ритмические слоги ударных инструментов (табла и пакхаваджа), тщательнейшим образом передаются в движениях танца, но главная особенность школы - использование выразительных средств танца.
Еще одним королем-покровителем Катхака был Раджа Чакрадхар Сингх из Райгарха (штат Мадхья-Прадеш). Он способствовал развитию различных гхаран, в том числе и школ Лакнау и Джайпура. Гхарана Джайпура отличается своими колдовскими ритмами, все мастера этого направления были искуснейшими исполнителями на табла и пакхавадже. В основе движений танцоров Катхака этой гхараны лежали темп и ритмическая сложность такой степени, что зачастую они затмевали красоту движения. Несмотря на повышенный интерес к невероятно быстрому и сложному, с элементами соперничества, стилю чистого танца (в противоположность выразительному танцу), гхарана Джайпура породила важный анг, или составную часть повествовательной традиции Катхака - кавиттода, которая представляет собой стихи в виде стилизованного песнопения, перемежающиеся ритмическими вставками на барабанах. Среди приверженцев гхараны Джайпур - Хари Прасад и Хануман Прасад; исполнение последним бхаджанов (религиозных стихов) стало легендой.
Хотя продолжатели двух основных традиций Катхака сохраняют отличительные черты направлений, строгой границы между гхаранами не существует, и творчество великих мастеров оказало влияние на обе школы. Неудивительно, что лишь знатоку Катхака будут заметны различия в стилях и трактовке.
Третья значительная школа Катхака - гхарана Банарас, которую также называют гхараной Джанаки Прасада по имени ее основателя. В основе гхараны Банарас лежат танцевальные слоговые формулы (произносимые устно или отбиваемые на табла), используемые для сцен чистого танца, которые исполняются в среднем темпе с упором на четкость и изящность. Отсутствие таких ревностных хранителей традиций, какими были храмы, привело к сильной зависимости каждого поколения от личности одного гуру или отдельной семьи. Это послужило причиной возникновения периодов быстрого роста и столь же стремительного упадка стиля.
Таким образом, к концу XIX века Катхак прочно укоренился как единственная форма классического танца северной Индии. Охватив штаты Мадхья-Прадеш, Кашмир, Бихар и Гуджарат, его популярность вышла далеко за пределы Уттар-Прадеш и Раджастхана, где он возник. Королевский двор лишил храм привилегии быть центром покровительства искусства, что означало освобождение от рамок храмового ритуала, а это, в свою очередь, способствовало развитию Катхака в относительно гибкий стиль классического танца.
В Катхаке танцовщица обращается непосредственно к публике. Во время вечернего представления она исполняет серию традиционных номеров, каждый из которых требует высокого технического мастерства и самоконтроля. Поражает виртуозное исполнение медленных и изящных движений ­ иногда настолько незначительных, что невнимательный наблюдатель может их не заметить, - и, наоборот, невероятно быстрая и энергичная работа ног, пируэты. С одной стороны - покой и гармония движения, с другой - вихрь и волшебство стиля.
Чистый танец занимает в Катхаке основное место. В отличие от других индийских классических танцев танцор не выставляет согнутые колени вперед или в стороны и не совершает глубоких наклонов тела. В Катхаке нритта, или чистый танец, - это выражение чистой радости движения и легко узнаваемого самозабвения в ритме. Прикрепив на щиколотки колокольчики, гхунгра, танцор отбивает ногами целый ряд ритмичных звуков и вариаций. Это умение - основополагающая часть стиля.
В Катхаке нет четкого порядка представления сюжетов. Во время представления импровизации обычно появляются при перемене настроения, темы. Однако существует устоявшийся набор композиций, из которых танцор может выбирать, они выстраиваются не в каком-либо определенном порядке, а по желанию танцора.
В аамаде (персидское слово, буквально означающее "прибывать") танцор, придерживающийся традиций, выполняет едва заметные движения руками и корпусом лишь в сопровождении слогов табла таа тхей тхей тат-аа тхей тхей тат. Хотя аамад может исполняться как быстро, так и медленно, его можно считать прелюдией к последующим, более сложным танцам. В какой-то момент в Катхак были введены болы пакхаваджа - дха така тхунгаа, и, соответственно, движения под них стали более энергичными и, может быть, чуть более в стиле тандава, или мужскими по настроению. Звук болов, или слогов, этих различных барабанов, непосредственно влияет на тандава или ласья (мужской или женский) стили танцев, достигаемый движениями ног танцора.
Самый захватывающий момент в Катхаке потрясающая виртуозность танцоров при выполнении паран, тода и ту када, ритмических композиций, требующих быстроты, подвижности и самоконтроля. Параны - это номера чистого танца, исполняемые в дхруте, или быстром темпе, под болы пакхаваджа. Это стройные и четкие композиции, и энергичные движения соответствуют их настроению. Терминами тода и тук ада называют маленькие фрагменты ритмических композиций, обычно приписываемые какому-либо гениальному гуру или признанным мастерам стиля. Они составляют изменчивый рисунок композиции, заканчивающийся в тихаи,- цикле, который повторяется три раза, так что последний такт, исполняемый танцором, угасает и совпадает с самом. Подойти к саму и выделить его как основную точку цикла - трудная задача, требующая математической точности, и для студентов эти номера составляют основной предмет изучения. Понять и выполнить их - уже само по себе достижение. А чтобы исполнить их блистательно, необходимо много работать, обладать талантом и глубоким пониманием их ритмического разнообразия и смысла.
Эти самые тода и тук ада составляют большую часть вечернего представления, и мастерство хорошей танцовщицы оценивается по сложности и искусности подобных композиций и ее умению эффектно их исполнить. Тихаи входит в композицию незаметно; то, как это достигнуто, также является мерилом мастерства. Танцовщица завершает тихаи и прекращает вращательное движение при определенном такте в очень четкой позе. Достичь этого трудно, учитывая предшествующие энергичные вихревые движения. И в то же время, если фигура выполняется на высоком уровне, в ней можно увидеть мягкую изящность и триумф, ликование и радость.
Энергичные движения ног в паран, тукада и тода перемежаются чаккарамu (вращением). Танцовщица должна в быстром темпе совершать многократные вращательные движения вокруг вертикальной оси. Внешне это немного напоминает балетные пируэты. Техника Катхака также требует, чтобы при поворотах одна нога танцора была поставлена вдоль центральной линии тела, а другая - немного приподнята. Для выполнения этих чаккар требуется большой рuйаз (опыт) и мастерство. По скорости поворотов, продолжению начатого при поворотах движения и чувству равновесия, необходимого для резкой остановки в конце, можно легко отличить хорошего танцора от плохого. Пируэтов может быть много, и часто танцовщица начинает их на одном месте, а затем, не прекращая, движется по сценическому кругу. На зрителей наибольшее впечатление производит, однако, не просто количество поворотов, а то, как в конце сложного номера чистого танца танцовщица безукоризненно выполняет ровно три чаккары и мгновенно застывает в прекрасной позе.
Словом таткаар обозначается движение, при котором танцор притопывает ногой по полу, производя при этом звук, напоминающий "тат". Исполнитель Катхака импровизирует только при помощи ног, причем подобного совершенства не достиг ни один другой стиль, за исключением, может быть, в какой-то степени испанского фламенко. Но фламенко едва ли может сравниться с Катхаком по уровню математического и ритмического мастерства.
Сегодня сложнейшие движения ног явно выделяются как самый сильный и развитой элемент стиля. Сказать, однако, что в Катхаке искусство пантомимы отсутствует или даже ограничено, было бы неверно.
В передаче выражений лица Катхак служит прекрасной противоположностью таким южноиндийским стилям, как Катхакали и Бхарата Натьям, у которых мимика сильнее и выразительнее. Утонченные манеры, присущие Катхаку, - его отличительная черта, ее нельзя считать свидетельством того, что абхинайя незначительна или же вообще отсутствует.
В Катхаке также широко используется метод "ассоциативных идей". Танцор, изображая конкретное действие, лишь очерчивает связанную с ним ситуацию. Стиль предлагает многие интереснейшие примеры применения этого метода. Например, Шраван, сезон дождей, изображается при помощи движений, которые ассоциируются с дождливой погодой. Чтобы полностью понять это, зритель должен быть знаком с обычаями и ландшафтом района, откуда почерпнута конкретная идея. Чтобы изобразить сезон дождей, танцовщица смотрит на небо, как бы испуганная темными тучами и молнией; она показывает, как начинается и льет дождь, как радостно танцует павлин; она разыгрывает сцену, в которой девушка, спешившая на встречу с возлюбленным, промокает и в испуге прячется от дождя, а потом приходит герой и пытается утешить ее. Основная мысль все та же - начало дождя, но с помощью ассоциативных идей танцовщица своими движениями изображает целый ряд поступков и событий из жизни людей.
Ритм - наиболее богатый и выразительный элемент Катхака. Некоторые его тонкости требуют от зрителя пристальнейшего внимания. Можно сказать, что лайакарu, или ритмическая виртуозность, развилась в чрезвычайно сложный вид искусства. Требования, предъявляемые сейчас к исполнительнице Катхака, чрезвычайно велики. Открылись новые горизонты, происходит обмен идеями, танцоры обнаружили для себя богатство других гхаран - все это постепенно привело к обогащению арсенала их выразительных средств и расширило рамки их творчества. Приемы, характерные для гхаран Джайпура и Лакнау, сейчас можно увидеть у танцоров обоих направлений, чего не было в прошлом. Складывается впечатление, что слияние различных элементов в Катхаке происходит на всех уровнях. Сплав индуистской и мусульманской культур в этом стиле как бы благословил его, одарив уравновешенностью подхода и сделав его самым "естественным" из всех видов классического танца в Индии. В других классических стилях мусульманский культурный характер либо отсутствует, либо проявляется гораздо слабее. Катхаку присуще самозабвение и в то же время сдержанность, это подчеркивает яркость стиля и придает ему неотразимое очарование.
(По материалам книги «Ритмы радости» Лилы Самсон)
Взято с форума
http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=2


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 12 фев 2010, 15:29 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 13:16
Сообщения: 15
Танцоры катхак
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
Ролики:
http://www.youtube.com/watch?v=auh09SJ-adc
http://www.youtube.com/watch?v=nz9Ra4Dw-ic
По материалам форума
http://www.indiandance.biz/


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 17 фев 2010, 15:54 

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 18:37
Сообщения: 57
Направления Индийских танцев:

1. Классические стили: 8-9 официальных стилей и множество полуклассических традиций. Классические стили опираются на каноны предписанные известными трактатами по основам танца, музыки и драматургии. Самые известные и наиболее древние: Натья Шастра - "Законы о театре", и Абхиная Дарпанам - "Зеркало жеста". Некоторые стили используют и региональные трактаты по канонам танца и музыки.

Изображение

2. Народные танцы - танцы разных регионов Индии. В каждом штате есть свои народные танцы, музыкальная и песенная традиция. Какие-то из этих стилей являются ритуальными, какие-то светскими, исполняются по случаю общественных праздников и т.д. Какие-то являются традицией конкретных общин или каст.

Изображение

3. Болливуд - танцы кино. Так как индийское кино сильно переплетено с традицией танцевального и музыкального жанров, возник со временем и такой стиль исполнения. В России конкурсы по этому направлению проводятся в отдельной номинации.

Изображение

4. Фьюжн и стилизация - различные синтезы и смешения разных танцевальных направлений. Джугальбанди, если не ошибаюсь, также относится к этой разновидности. Но часто это напрвление смешивают с Болливудом, так как именно в болливуде можно встретить много фьюжна и стилизации. Однако многие специальсты считают, что это напрвление должно носить самостоятельный характер. Осталось определить границы и рамки.

Шантала Шивалингаппа - исполнительница классических индийских танцев в стиле Кучипуди и Бхаратанатьям, а также в стиле модерн.

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 17 фев 2010, 17:30 

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 18:37
Сообщения: 57
Остановимся подробнее на Классических стилях Индийского танца.

Сам термин - "классический" был заимствован из европейской традиции. Именно так на заре обретения Индией своей независимости британцы стали именовать стили музыкального и танцевального направлений, корни которых уходили в глубокую древность. Сами Индийцы не использовали термин классический до недавнего времени. Изначально, согласно традиции, все стили музыки и танца делились на Марги и Деши: первая категория предназначалась для исполнения перед Богами, т.е. представляла собой часть храмовых ритуалов, молитв - т.е. Богослужения; вторая - для исполнения перед зрителями в качестве просвещения и развлечения.

Стили танца, которые относились к Марга, носили ещё название Агама Нартанам - т.е. те, которые следовали исконной традиции изложенной в достоверных письменных источниках - трактатах,- и исполнялись как ритуальное служение Божеству. Именно эти танцы исполняли так называемые Девадаси - "служанки Бога".

Из ныне существующих направлений наследниками тех древних Агама Нартанам считаются стили Бхаратанатьям и Одисси.

Бхаратанатьям
Изображение

Одисси - танцовщица Суджата Мохапатра
Изображение

Другие разновидности танцев - Карнатакам и Дарбари Аттам - главным образом относились к искусству Деши.

Карнатакам (от названия региона на юге Индии - Карнатака, который включал в себя собствено Карнатаку, Тамил Наду, Андхра Прадеш и Кералу) - музыкально-вокальное и танцевальное искусство королевского двора - всё то, что исполнялось перед королями и знатью и носило не только развлекательный, но и интеллектуальный характер. К этому направлению относились также танцы и музыка, которую исполняли девадаси или точнее раджадаси. Скорей всего это направление существовало параллельно с Агама Нартанам, так как королей часто обожествляли, а сами они тратили внушительные суммы на развитие и поддержание искусств.

Наконец, Дарбари Аттам - танца, которые исполняли перед простыми людьми, прихожанами и паломниками, деревенскими и городскими жителями разных каст, сословий и т.д. Эти танцы исполнялись не в храмах, а на специальных площадках перед главным входом в храм. Целью Дарбари Аттам было не только развлечение. но и просвещение простого люда основам морали как религиозного, так и социального толка.
Считается. что к Дарбари относятся современные стили Кучипуди, Мохини Аттам, Катхакали, Манипури и Саттрия.

Теоретики, учёные и исследователи считают, что не все из перечисленных стилей полностью опирались или опираются на каноны Шастр. На мой взгляд, это устаревшее мнение, так как все вышеуказанные стили, в том числе и Катхак, который является синтезом различных культур - мусульманской традиции и различных фольклорных направлений, а также, возможно, Дарбари Аттам, на современном этапе своего развития в начале XX века уже все так или иначе опирались полностью на каноны Шастр. Связано это скорей всего с тем, что многим стилям пришлось пройти период возрождения и реконструкции, когда последователи, возрождавшие те или иные традиции, не могли обойти стороной трактаты. Но проблема в том, что издревле любые искусства, ремёсла - любое мастерство в Индии передавалось изустно - от Учителя (Гуру) к ученику (шишья). Поэтому проследить, что было и что стало очень трудно. Так современный стиль Кучипуди гораздо более соотвествует и использует каноны Натья Шастры, чем, например, Бхаратанатьям, техника которога была занчительно реконструирована.

Точно также можно спорить и рассуждать о занчимости Марги и Деши. Сейчас, полагают, нет больше Марги, так как искусство всё стало зрелищным и исполняется исключительно на сцене. То, что тематика репертуара осталась прежней - основана на мифах, легендах, религиозных ритуалах, - не даёт нам основание считать исполнение стилей Марга, т.к. они исполняются даже верующими исполнителями не для Бога, а для зрителей на сцене.

Снова, возвращаясь, к понятию "классический" или его аналогу на санскрите - Шастрия, который был введён Национальной Академией Музыки и Танца (Sangeet Natak Academi) для обозначения стилей, которые опираются на уже известные нам каноны Натья Шастры, надо отметить, что несмотря на древность трактата, с одной стороны, и развитие самих стилей, с другой стороны, понятия Нритты - чистого танца, использование Каранам в их современной интерпретации - Адаву - технических базовых единиц, а также языка жестов - Хаста Абхиная и мимики - Мукха Абхиная - остаются основополагающими для всех стилей этого направления. Несмотря на то, что существуют различные полуклассические традиции, например, Виласини Натьям и Андхра Натьям (шт. Андхра Прадеш), Гаудия Нритья и Рабиндра Шангит (Бенгалия), они остаются в рамках названного статуса, т.к. Национальная Академия не причисляет их к иным, считая их разновидностями уже известных классических форм танцев.

Кстати, именно Национальная Академия основанная в 1951 году Министерством Образования Индии оставляет за собой привилегию присуждать тому или иному стилю статус "классический", хотя сами исполнители могут придерживаться другого мнения.

Итак, согласно Sangeet Natak Academi, следующие стили принято считать классическими:

1. Bharatanatyam - Tamil Classical Dance (возникновение шт. Тамил Наду)
2. Odissi - Orissa Classical dance (шт. Орисса)
3. Kuchipudi - Telugu Classical dance (шт. Андхра Прадеш)
4. Manipuri - Manipur Classical Dance (шт. Манипур)
5. Mohiniattam - Kerala Classical Dance (шт. Керала)
6. Sattriya - Asamese Classical Dance (шт. Ассам)
7. Kathakali - Kerala Classical Dance (шт. Керала)
8. Kathak - North Indian Classical Dance (штаты Северной и центральной Индии).

Указанные в скобках штаты - это те, в которых данная традиция возникала, развивалась и получила наибольшее распространение, а также является национальным достоянием народа, его населяющего.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 17 фев 2010, 17:47 

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 18:37
Сообщения: 57
Бхаратанатьям - классический южный стиль штата Тамил Наду. Известная исполнительница и исследователь Др. Падма Субраманиям называет его Бхаратанритьям, т.к. полагает, что Натьям изначально относится к драме, а не к танцу. Но, главное, тесная связь техники этого стиля с так называемыми Каранам - застышими изображениями Шивы Натараджи в различных танцевальных позах, побудило Др. П. Субраманиям провести детальное изучение истоков традиции этого стиля и переосмысление его канонов. Перевод статьи о связи скульптуры и танца Др. П. Субраманиям можно прочесть здесь: http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=7&postdays=0&postorder=asc&start=75

Ганга Грэйс, Германия

Нритта - читсый танец или технический элемент танца.

Изображение

ещё Нритта

Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские танцы
СообщениеДобавлено: 18 фев 2010, 11:17 

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 18:37
Сообщения: 57
Девадаси

Изображение

Изображение

Изображение

вот тут можно почитать о традиции девадаси, но очень поверхностная информация:

http://ec-dejavu.ru/b/Bayaderes.html


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron

Русская поддержка phpBB